FOB (Free Оn Board) – франко-борт

Описание

Поставка считается выполненной, когда товар выгружен на борту корабля в указанном порту. В этот же момент риски и распределение затрат переходят к получателю. Совместимо только с международными морскими перевозками грузов и речным транспортом.

Зона ответственности продавца

В его компетенции находится контроль безопасности продукции. Следует проверить вес, габариты, соответствие количества накладным, провести упаковку и маркировку.

Поставщик берёт на себя обязательство оформить экспорт на таможне, доставить в порт и загрузить на указанный транспорт. После этого – предоставить подтверждающие документы.

Зона ответственности покупателя

Должен доставить продукцию из порта отгрузки до места назначения, включая получение лицензии на импорт и транзит. 

Особенности примерения

Не следует использовать, если груз передаётся экспедитору до момента попадания на борт корабля (касается контейнерных перевозок, которые обычно привозят на терминал). В этом случае лучше применить пункт FCA.

FOB – Free On Board

Четвертый пункт Инкотермс 2020 называется FOB или Free on Board, расшифровывается как «Свободно на борту».

Что это значит?

Согласно условию FOB поставщик передаёт продукцию получателю тогда, когда она размещена на борту судна. Процесс оформления таможенного экспорта, в том числе уплата пошлин и сборов, лежит на его плечах. Оформление импорта товара – забота получателя. 

Внимание: поставщик обязан не просто переместить продукцию за поручни корабля, а полностью разместить её на палубе (или в трюме, если это предусмотрено договором). 

Если поставщик не в состоянии самостоятельно осуществить погрузку багажа на судно, следует обсудить этот момент с покупателем и, возможно, использовать другой пункт Инкотермс – FAS.Если сравнивать с FAS, то при использовании FOB на продавца ложится еще одна обязанность – загрузка продукции на борт корабля, нанятого покупателем. При этом продавец самостоятельно получает коносамент по просьбе покупающей стороны. Расходы и риски за международную перевозку груза лежат на покупателе.

Ключевые моменты FOB

  • Продающая сторона подвозит и загружает продукцию на корабль к оговоренным в контракте дате и времени. Поиском транспорта и последующей транспортировкой товара из-за рубежа занимается покупатель. 
  • Риски покупателя начинаются сразу, как только поставщик загрузил товар на борт и подтвердил это соответствующими документами. 
  • Допускаются исключительно морские перевозки (многоцелевые суда, общего назначения, сухогрузы). 
  • Поставщик несет ответственность за оформление таможенного экспорта, включая уплату налогов и ссуд. Покупающая сторона решает вопросы, связанные с импортом товара на таможне. 
  • Страхование груза не является обязательным условием. Но покупателю желательно оформить полис, чтобы обезопасить груз от порчи и утери во время транспортировки.

Особенности применения FOB

Применение правила FOB актуально, когда необходимо осуществить международную доставку крупнотоннажного или сухого груза. К этой категории относятся зерновые, деревообрабатывающая продукция, металлы, а также крупные партии продукции, упакованной в различную тару: коробки, рулоны, мешки и пр.


Биржа грузоперевозок 40FT советует использовать данный пункт Инкотермс при перевозке товаров навалом, сопровождаемых надписью «STOWED and TRIMMED». Это значит, что груз был отгружен на борт и надлежащим образом закреплён. 

Продавцы любят использовать Free on Board, так как в этом случае они во всех сопроводительных документах считаются грузоотправителями, что позволяет легко решать любые формальности с банковскими и налоговыми организациями. 

В цену FOB, помимо итоговой стоимости продукции также включены таможенное оформление экспорта, траты на поставку в порт и отгрузку на борт корабля. Фрахт не учитывается. 


Еще статьи
  1. FCA (Free Carrier) – франко-перевозчик
  2. CFR (Cost and Freight) – стоимость и фрахт
  3. CPT (Carriage Paid To) – фрахт/перевозка оплачены до