
Страхование перевозок – надёжный инструмент, решающий множество проблем и снимающий «головную боль» получателей груза. В случае соблюдения условий контракта они получают возмещение, сумма которого прописана в страховке.
Страховой договор – что это
Торговля – двигатель экономики. В её основе лежит доставка продукции от продавца к покупателю. Процесс международных перевозок зачастую сопряжён с риском порчи, утраты груза.
Причины могут быть разными:
- различные происшествия в дороге;
- задержка транспорта на границе;
- поломки, ведущие к порче скоропортящейся продукции;
- хищение и различные форс-мажоры.
Единственный способ минимизировать потери – заключить страховой договор. Сделать это можно через компании, имеющие соответствующую лицензию.
Под страховым договором понимается письменное соглашение между лицом, страхующим груз, и страховщиком с целью получения компенсации в случае нанесения ущерба при транспортировке.
Как заключают страховые договора
Их подписывают непосредственно перед отправкой груза. В обязательном порядке проводят осмотр продукции и оценивают её. Это и является основанием для определения суммы компенсации и цены самого страхового полиса.
Застраховать груз можно на конкретный период либо определённое количество транспортировок. При втором варианте страховка действительна с момента приёма груза логистической фирмой и до доставки на указанное место.
Также в страховом контракте указывается вид защиты. Это может быть:
- полное покрытие – компенсация положена даже при незначительных повреждениях;
- частичное – на выплаты можно рассчитывать при значительном повреждении части груза;
- минимальное – учитывается только полная порча или утрата.
Помимо этого в контракте указываются страховые риски – случаи, из-за которых возможна порча имущества. К таковым относятся стихийные бедствия, неправильная упаковка, повреждения при погрузке, аварии и пр.
Как определяется стоимость страховки
В первую очередь, это стоимость самого груза, подлежащего доставке из-за границы. Как правило, за полис придётся платить 0,3-0,6% от стоимости продукции.
Но это не единственный фактор. На цену страховки также влияет:
- Тип груза. Хрупкая продукция страхуется по более высокой цене.
- Расстояние. Чем дольше и сложнее транспортировка, тем выше риски порчи и утери имущества.
- Способ перевозки. При контейнерных морских перевозках риски ниже, поэтому и страховка дешевле. Мультимодальные грузоперевозки обычно стоят дороже.
- Вид транспорта. При железнодорожных и автомобильных перевозках рисков больше, соответственно, ставка за страховку выше.
Кроме этого, тарифы зависят от используемого маршрута и статуса логистической фирмы.
На ком лежит ответственность
Если груз по каким-либо причинам утерян или испорчен, нужно найти виновника – лицо, которое будет выплачивать компенсацию. Для этого понадобятся контракт с перевозчиком, страховой полис и выяснение причин произошедшего.
Возможны три варианта выплаты компенсации:
- Логистической фирмой, если она ответственна за порчу.
- Страховой компанией – при наступлении одного из страховых событий.
- Комбинированным способом (логистической и страховой компаниями) – при наступлении страхового случая и одновременно доказанной вине логистической фирмы (к примеру, при ДТП, произошедшем из-за перевозчика, которое внесено в качестве страхового события в договор).
- Сумма компенсации
Сумма возмещения прописывается в договоре. Как правило, она складывается из цены продукции, с учётом затрат на таможенное оформление и фрахт. В некоторых случаях добавляются налоги и акцизный сбор.
Обычно величина компенсации достигает 110%, иногда больше.
Рекомендации по страхованию грузоперевозок
На практике оформление страхового полиса связано с массой нюансов и тонкостей. Чтобы гарантированно обеспечить выплаты компенсации, при составлении договора включите забастовочные и военные риски, риск порчи от влажности. Это увеличит стоимость страховки, но и шансы на возмещение ущерба – тоже.
Обращайте внимание на исключения. Так, если в договоре отмечено, что возмещение не предусмотрено в случае повреждений по вине поставщика, вы можете остаться ни с чем. К примеру, при несоблюдении правил упаковки и последующей аварии страховщик откажется возмещать убытки.
Важно, чтобы страховка распространялась на загрузку и разгрузку товара. На этих тапах нередко происходит повреждение.
В контракте должно быть чётко прописано, с какой даты действует страховка и когда заканчивается. Если планируется доставка грузов из-за рубежа на постоянной основе, лучше заключать генеральный контракт страхования.
Еще статьи: