FAS (Free Alongside Ship) – франко вдоль борта судна

Описание

Поставка осуществляется в момент размещения груза на причале рядом с судном.

Получатель принимает риски распределение затрат в момент выгрузки на причал.

Подходит только для перевозок грузов морем или внутреннего речного транспорта.

Зона ответственности продавца

Должен проверить качество продукции, соответствие документации веса, количества и размеров, упаковать и маркировать груз. Также разрешить экспортные формальности и доставить в порт.

После доставки – предоставить получателю соответствующие документы.

Зона ответственности покупателя

Загружает товар на корабль, обеспечивает транзит и получение лицензии на импорт, доставку в место назначения.

Особенности примерения

При заключении сделки следует точно определиться с местом загрузки товара в порту. За доставку до этого места отвечает поставщик, все риски после поставки берёт на себя получатель.

FAS – Free Alongside Ship

Третий пункт Инкотермс 2020 – Free Alongside Ship или FAS. Расшифровывается это, как «Свободно вдоль борта судна»

Что это значит?

Этот пункт разработан специально для контроля международной перевозки грузом морем. Он значит следующее: поставщик обязуется доставить груз до причала или дока, где стоит судно для загрузки. 

Поиском транспорта и организацией перевозки грузов из-за границы занимается покупатель. Продавцу же необходимо согласовать время и дату поставки, а также показать покупателю соответствующую документацию, подтверждающую, что багаж на месте. 

Если покупающая сторона не имеет возможности самостоятельно погрузить товар на корабль, она может обсудить этот вопрос с поставщиком. Если последний согласится, тогда целесообразнее использовать другой пункт Инкотермс – FOB

Важно: согласно правилу Free Alongside Ship во время поставки груза судно должно стоять на причале. Без него выгрузка товара строго запрещена. Даже если отгрузка состоится, условия сделки считаются невыполненными. 

Ключевые моменты FAS

  • Доставка багажа продавцом на причал в строго обусловленное время и дату. Судно, найденное покупателем, обязательно должно быть на причале.
  • Риски получателя начинается в момент отгрузки товара на причал и передачи продавцом сопроводительной документации.
  • Правило распространяется только для перевозки товаров по морю: на судах многоцелевых, общего назначения, нефтяных танкерах и кораблях, предназначенных для перевозки транспорта. 
  • Таможенным оформлением экспорта занимается продающая сторона, импортом – покупатель. 
  • Страховка не обязательна. Стороны сделки могут договориться о приобретении страхового полиса, как им удобно. Больше в этом заинтересован покупатель, чтобы избежать рисков во время транспортировки.

Особенности применения FCA

Данный пункт Инкотермс может применяться во всех ситуациях, когда у покупателя есть судно (собственное или нанятое), и на нём можно осуществлять логистические экспедиции. Таким образом, условие реализуемо исключительно для морских перевозок

В настоящее время FAS не пользуется высокой популярностью. Разве что, когда необходимо транспортировать тяжёлую технику. Что касается более востребованных контейнерных морских перевозок, для них груз передаётся перевозчику, а не выгружается на причале (применяется пункт FCA).


Биржа грузоперевозок 40FT рекомендует использовать Free Alongside Ship при необходимости транспортировки автомобилей, крупной бытовой и производственной техники, сыпучей продукции. Соглашаясь на FAS, продавцу следует понимать, что всегда существуют риски задержки прибытия корабля в порт, что может привести изменению планов и незапланированным тратам. Нужно заранее убедиться, что судно уже стоит у причала. 

В цену FAS входит стоимость продукции, оформление экспорта и уплата пошлин, а также расходы за доставку в порт.


Еще статьи

  1. CIF (Cost, Insurance and Freight) – стоимость, страхование и фрахт
  2. FOB (Free Оn Board) – франко-борт
  3. EXW (Ex Works) – франко-завод